Оптина Пустынь-Шамордино

Свято-Введенский монастырь, Оптина Пустынь - один из древнейших монастырей России, недалеко от города Козельска.

Она расположена на берегу быстрой речки Жиздры, отрезающей ее от остального мира, и окружена девственным бором. Оптинский монастырь представляет собой величественный белый кремль с 4-мя храмами, крепостными стенами и башнями.

Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.
Высокая духовная жизнь Оптиной гармонирует с ее внешней красотой. Н.В. Гоголь после посещения Оптиной описывает ее исключительную духовность и благотворное ее влияние на все с ней соприкасающееся:


"Я заехал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание.Я думаю на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится и в самом наружном служении. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышим ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше...".

 

  При старце о. Амвросии - ученике о. Льва и о. Макария - Оптина достигает расцвета. Слава о Старце гремит по всей России. К нему устремляются во всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы.
 

  

Во время расцвета России и Оптиной Пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление. Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов); ученик старца Амвросия - Иосиф; старец Варсонофий, в миру полковник генерального штаба, - по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий - мудрец, Анатолий - утешитель (Потапов) и дивный Нектарий продолжают ту же традицию.
Последний из них - старец Нектарий, во дни огненного испытания Родины утоляет духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.

В наше время обитель обрела новых заступников в лице мученников иноков иромонаха Василия иноков Ферапонта и Трофима, убиенных на Пасху 1993г

 

Рядом с монастырем, на берегу р. Жиздры находится св. источник прп. Пафнутия с купелью. Выйдя из ворот монастыря, поворачиваем направо вдоль леса по проселочной дороге до металлического шлагбаума, выходим на дорожку, который этот шлагбаум перегораживает и идем вдоль русла реки. Дышите глубже - кругом сосны. Метров через 350 огороженный источник.


 

 

Шамордино

Днем основания Казанской Амвросиевской женской пустыни, что в Шамордино, считается 1 октября 1884 года,когда обители, устроенной молитвами и трудами старца Оптинского Амвросия, была освящена первая церковь. Старец Амвросий принимал в Шамордино женщин любого звания, состояния, возраста и здоровья. Стараниями и на средства известного московского чаеторговца Перлова Сергея Васильевича (владельцем всем известного "китайского чайного домика" на Мясницкой в Москве),и его супруги Анны Яковлевны построен Казанский собор, трапезная и другие прекрасные здания, открыты многочисленные мастерские: практически все необходимое сестры делали сами - от золочения иконостасов до пошива башмаков.

В Шамординском монастыре Амвросий организовал благотворительные заведения: приют на 60 девочек-сирот, приют на 10 калек, женскую богадельню, больницу для бедных с бесплатным лечением и лекарствами, странноприимный дом. Здесь же, в своей келье, он и скончался 10 октября 1891 года. Всего же монастырь был рассчитан на 500 монахинь и на 700 послушниц.

Вот как писал о расположении монастыря Владимир Солоухин:

"Я вообще не видел нигде такого места, как в Шамордине. Ну, бывают пригорки, холмы, увалы и дали, бывают луга с извилистой через них рекой, но чтобы все это было представлено в таком исполнении - редко, исключительно. Я не видел".

Двадцать один год провела в Шамординском монастыре рясофорная монахиня Мария Николаевна Толстая - сестра Л.Н.Толстого, к которой он приходил в 1890 и 1910 годах.

После трагических событий 1917 г. Шамординский монастырь постигла общая участь русских монастырей. Его сперва превращают в совхоз, земли и леса «национализируют»,драгоценную утварь, оклады расхищают, иконы сжигают, срывают кресты, переплавляют колокола. 1/14 октября1922 г., ровно через 38 лет после открытия, монастырь был окончательно ликвидирован «как рассадник контрреволюции». Большинство сестер приняли мученическую кончину: были расстреляны или погибли в советских лагерях, ссылках.

За годы советской власти монастырь и его основные постройки сильно пострадали. В его стенах расположили сельскохозяйственное училище; в 1950-х годах тут преподавал ссыльный Булат Окуджава. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск.

С 1990 года в монастыре возобновлена религиозная жизнь. В обители живут и трудятся свыше 100 насельниц (монахинь и послушниц).

У подножия склона, куда с территории монастыря вниз ведет длинная лестница со смотровыми площадками с которых открываются изумительные виды, находится источник с купелью над которой воздвигнута деревянная часовня.

 

 

http://www.optina.info/main/1/

http://www.shamordino-m.ru/


 

Hosted by uCoz